Александр Александрович Блок родился в Петербурге и вырос в семье деда, знаменитого ботаника А.Н. Бекетова. Бекетовы не только любили литературу, но и почти все сами писали и занимались переводами (особенно известной переводчицей была бабушка поэта - Е.Г. Бекетова). Впоследствии Блок говорил о "музыке старых русских семей". В такой атмосфере рос и он сам. Окончив в 1898 г. гимназию, он поступил в Петербургский университет, сначала на юридический факультет, а в 1901 г. перешел на филологический, который окончил в 1906 г.
На формирование Блока-поэта, как и на все поколение «младших» символистов, к которому он принадлежал, большое влияние оказало учение Владимира Соловьева, поэта, религиозного мыслителя и философа конца XIX века, проповедовавшего идеи апокалиптического крушения мира и спасения его в результате Нового Пришествия.
Заимствованный у него образ Жены, Облаченной в Солнце, персонификация Красоты и Добра, получил развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике Александра Блока «Стихи о прекрасной даме» (1904).
Неприятие «страшного мира» и жажда обновления жизни характеризуют поэзию Александра Блока предоктябрьского периода. Центральное место в его лирике этих лет занимает тема Родины, России.
Раздумья о судьбе страны, ее народа, стремление отыскать пути сближения с ним, ощущение неизбежности «возмездия» старому миру, грандиозности надвигающихся событий и сознание необходимости собственного в них участия — этими настроениями исполнены циклы стихотворений «Страшный мир», «Арфы и скрипки», «Родина», поэмы «Соловьиный сад», «Возмездие».
                                                                        Блок и символизм.
Эти настроения сблизили Блока с так называемыми младшими (по отношению к В. Брюсову, К. Бальмонту, З. Гиппиус, Д. Мережковскому) символистами, тоже страстными почитателями В. Соловьева, - Андреем Белым и Сергеем Михайловичем Соловьевым, племянником поэта- философа.
Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности, как "окно в Вечность", по выражению Андрея Белого. "Я стал всему удивляться, на всем уловил печать...Я вышел в ночь - узнать, понять далекий шорох, близкий ропот" - характерные в этом смысле строки стихов Блока.
Познакомившись с блоковскими стихами, "младшие символисты" восторженно объявили поэта "продолжателем Соловьева", а его книгу - программным произведением своего направления, его вершиной. В стихах Блока привлекала и формальная новизна - так называемые дольники, или паузники, "нарушающие" обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения.